15 марта 2012
Автор:
I деловая конференция по управлению программными активами в России 14 марта 2012, Москва, Арарат Парк Хаятт. Именно так звучит официальное наименование конференции. Мероприятие организовано деловой еженедельной газетой "Ведомости".
О программе, организаторах и докладчиках можно посмотреть на сайте газеты http://www.vedomosti.ru/events/sam/
Ниже привожу свои впечатления.
Основной мотив выступлений и обсуждения:
- Что такое SAM? Как этот процесс понимает российское ИТ-сообщество?
- Кто должен заниматься в российских организациях вопросами управления компьютерными программами, требуется ли для этого выделенный специалист?
- Какими качествами должен обладать ИТ-руководитель на российском предприятии?
Численность участников конференции была в пределах 100 человек. В основном это ИТ-руководители крупных организаций с большой разветвленной архитектурой. Похоже, я был единственным представителем малого бизнеса. И одним из немногих, кто представлял регионы. Конференцию можно назвать международной. Были выступления представителей зарубежных компаний, в том числе Дэвида Бэкита, Председателя рабочей группы ISO/IEC19770 (система стандартов управления программными активами), ведущего международного эксперта по SAM.
Понравилось четкое выступление Николая Прянишникова, Президента Microsoft в России.
Что, на мой взгляд, конференция дала участникам.
Многие участники признавались, что до приглашения на конференцию, не знали, как расшифровывается данное буквосочетание. Конференция скорее подтолкнула к осознанию того, что вопросами управления ПО в организациях надо заниматься. Как минимум, это оптимизация расходов на ИТ. В любом случае подобные мероприятия способствуют повышению культуры управления российскими предприятиями.
Что касается лично меня, старался сверить свои планы и действия с лидерами. С удовлетворением отметил, что в управлении ПО мы не отстаем от крупных столичных компаний, а в чем то может быть и опережаем. По крайней мере, на многие вопросы участников конференции к докладчикам, у меня были свои варианты ответов, основанные на практике обслуживания клиентов. Проблемы малого бизнеса также соотносятся с проблемами большого. Разные масштабы, а суть одна.
Отметил несколько прозвучавших советов:
- Подготовить и держать в актуальном состоянии пакет документов на установленное ПО. На практике, когда без задержки предъявляешь проверяющим, помогает при проверках. В частности снижает вероятность изъятия компьютеров.
- Второй совет поясню на примере: купили программу, включили в расходы, а в организации на учете нет ни одного компьютера. Надо исключить подобные ситуации.
- Предприятие, на балансе которого находится ПО ликвидировано или приостановлена деятельность, работа (то же ведение бухгалтерии) осуществляется сотрудниками другого юридического лица. «Передаточные» документы отсутствуют. Такие ситуации тоже исключить.
- Если есть филиалы с использованием компьютерных программ в других городах, тоже надо иметь подготовленный комплект документов на право использования ПК и ПО.
Лично мои советы по бухгалтерскому и налоговому учету компьютеров и компьютерных программ:
- Все документы на компьютеры и ПО хранить не менее пяти лет, считая с даты списания компьютера или программы.
- В организации должен быть документ, который называется «Учетная политика организации». Так вот, один раз разобраться с правилами бухгалтерского и налогового (это разные юридические понятия!) учета по каждому виду ПО и записать это в учетной политике. Со ссылкой на законодательство. Естественно, отслеживать соответствующие законы, при необходимости меняя учетную политику.
Резко не понравились три вещи:
- Обсуждение в основном скатывалось к управлению лицензиями, а надо говорить об управлении "жизненным циклом" программы.
- О предложении сертифицироваться на соответствие стандартам.
- Неоднократно сквозило: ИТ-ешники все такие продвинутые и прогрессивные, остальные тупые консерваторы.
О чем хотелось бы услышать подробней и на что не получил ответа:
- О практике совместной работы ИТ-специалистов с технологическим и коммерческим персоналом.
- Как организуется работа, связанная с маркетингом предложений поставщиков новых технологий, ИТ-услуг, программного обеспечения.
- Как формируются потребности в ПО и порядок принятия решения на приобретение.
- Как планируются затраты на внедрение и сопровождение ПО, модернизацию аппаратной части.
- Кто и как определяет бизнес-задачи, под которые приобретается программный продукт.
- Как происходит контроль эффективности использования программного продукта.
- Как организуются процессы документирования операций с программным обеспечением, границы ответственности.
- По каким принципам и кто определяет набор ПО на рабочих ПК сотрудников.
- И т.д.
Тему можно будет обсудить на апрельском ИТ-Форуме в Вологде. Она того заслуживает.
Валерий Романов
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter...
Подробнее...